Из-за греха сквернословия обновляются в мире множество бед и тяжелых гонений, и -еврейские юноши- ( על סוני ישראל ) умирают, לה על אף אחד מישראל
Путь Праведных - Месилат Йешарим
Глава одиннадцатая - Особенности и частности духовной чистоты
...... "Рот и ухо"- то есть разговор о развратных вещах или присутствие при таком разговоре - об этом сказали: "Да не будет у тебя ничего обнаженного - наготы слов" это сквернословие. И сказали (Шабат 33а): "Из-за греха сквернословия обновляются в мире множество бед и тяжелых гонений, и еврейские юноши умирают"; и сказали еще: "Тому кто сквернословит, углубляют гееном"; и сказали еще: "Все знают, зачем невеста входит под балдахин, но сквернословящему об этом обращают во зло семьдесят лет, даже если эти семьдесят лет записаны ему на благо"; и сказали еще (Хагига 56): "Даже о незначительном разговоре между мужем и женой напоминают в час Суда". И о выслушивании дурного также сказали (Шабат 33а): "И тот, кто слушает и молчит, ибо сказано: "На кого гневается Всевышний, там падет".
Вот тебе доказательства того, что все чувства должны быть очищенными от разврата и подобного ему. И кто-нибудь может нашептать тебе, что сказанное о сквернословии необходимо не более, чем для того, чтобы пригрозить человеку и удалить его от преступления, и это, мол, все сказано о том, чья кровь кипит так, что при одном лишь разговоре он возбуждается, и, значит, это не касается того, кто говорит это в шутку, для него это пустое, а потому нечего опасаться. Ты скажи ему: "Это слова злого начала!" - ибо в стихе, который мудрецы привели в доказательство (Ишаяу 9:16): "Поэтому не возрадуется Всевышний юношам его и сирот его и вдов его не помилует, ибо весь он нечестив и делает зло, и уста его сквернословят", не упомянуто ни идолопоклонство, ни прелюбодеяние, ни кровопролитие, но говорится о сквернословии, лести и злословии, о преступлениях, которые есть всего лишь слова. Об этом-то и приговор: "Поэтому не возрадуется Всевышний юношам его и сирот его и вдов его не помилует". Правда за мудрецами та, ,что сквернословие есть нагота слов, и из-за развратной сущности сквернословия оно запрещено, как и все, связанное с развратом, как и само действие. И хотя за сквернословие не наказывают карой "карет" или смертной казнью, оно запрещено само по себе, не говоря уж о том, что оно прямо влияет и приводит к самому запрету, подобно тому, что сказано о назорее в вышеприведенном Мидраше.
О мыслях уже сказано в начале нашей барайты (Ктубот 46а): "Остерегайся всего дурного" - не думай об этом, не размышляй днем, чтобы это не привело тебя к осквернению ночью". И еще сказали (Йома 29а): "Размышления о преступлении более тяжки, чем само преступление", и ясно написано (Мишлей 15:26): "Мерзость перед Всевышним замыслы злого".
Мы говорили о двух серьезных /тяжких/ преступлениях, в переплетениях которых человек чаще всего спотыкается и падает ввиду их множества и великой склонности к ним человеческого сердца. А на третьей ступени страстей человеческого сердца, следующей после грабежа и прелюбодеяния, - желание преступить запреты на еду разных видов пищи. Это возможно как в случае самого запрета, так и в случае смешивания запрещенного с разрешенным, и в случае запрета смешивать мясное и молочное или употреблять тук и кровь, и в остальных случаях запрета пищи и питья. Во всем этом необходима великая тщательность и стойкость, чтобы достичь чистоты. Ибо с одной стороны желание вкусно поесть, а с другой стороны - ущерб. Есть много частностей, соответствующих множеству известных всем законов, которые объяснены в книгах о Галахе /поским/. И тот, кто позволяет себе то, что они запрещают, - разрушает самого себя. И так сказали (Сифри Тазриа): "Не оскверняйтесь ими, ибо вы будете осквернены ими (Ваикра 11:43)". "Не оскверняйтесь ими, ибо станете через них нечистыми" - то есть запрещенная пища вносит такую скверну в самое сердце и душу, что святость Всевышнего удаляется и уходит от человека. Об этом сказали мудрецы (Йома 39а): "Не читай "осквернитесь", а читай "заткнуты будете" - то есть преступление закрывает сердце человека, ибо уходят истинное знание и дух разума, данные Всевышним благочестивым людям. И сказал мудрец (Мишлей 2:6): "Ибо Всевышний дает мудрость". И человек останется подобным животному, его материальное погружено в грубость этого мира. В этом смысле нарушение запрета на пищу хуже нарушения других запретов, ибо она входит в тело человека и становится плотью от плоти его. И чтобы предупредить нас, что не только запретные животные и гады включены в это правило, но также и неправильно зарезанные и больные животные относятся к нему, сказано (Ваикра 11:43): "Различать между чистым и нечистым". Это разъяснено мудрецами (Торат коаним): "Если нужно сказать "между ослом и коровой", зачем сказано "между чистым и нечистым"? Это значит, между нечистым для тебя и чистым для тебя, между животным, чья большая часть горла разрезана, и тем, чье горло разрезано лишь наполовину. В чем же состоит разница между "большая часть" и "половина"? В ширине волоса!" И сказаны эти слова - "В чем разница между "большая часть" и "половина"?" - в конце, чтобы показать, что дивна сила заповедей настолько, что лишь ширина волоса отделяет чистоту от скверны......
No comments:
Post a Comment